"Я хочу быть Бондом, Джеймсом Бондом"
Вы никогда не задумывались над смыслом интервью у актера? Нет. Но, задумавшись, поймете, как оно важно.
Ведь актер человек, воплощающий многие образы через себя, и среди этих масок зритель может затерять лицо
самого актера. Антон Седых антипод Алексея Янина, но далеко не все с этим согласятся. Такого человека может
сыграть актер только с такой же натурой, - скажешь ты. Но мне придется тебе возразить, а в доказательство
не голословности моих слов привести беседу с актером. Ведь Антон Седых точно бы не ответил на вопрос:
"Какого персонажа ты бы хотел сыграть?" - так скромно и со вкусом. "Джеймса Бонда". Но это только начало открытий актера-загадки,
а более интересное читай далее .
- В мире существует множество профессий, но каждый человек выбирает свою по определенным критериям и примеркам на себя .
Почему ты выбрал актерскую деятельность? Были какие-то предпосылки со школьной скамьи?
- Предпосылки были. В седьмом классе занимался в драматическом кружке, потом ездил от школы с концертами художественной
самодеятельности. Актерское дело нравилось, и решил, что стоит попробовать. Я человек ленивый и выбрал то, что мне больше всего хочется делать.
- В Москве есть выбор среди театральных институтов, но почему именно в стенах Щепки ты решил раскрывать свой актерский талант?
- На тот момент я мало понимал разницу между мастерскими. Хотел во МХАТ, но туда сразу не прошел, но зато прошел во все остальные училища:
Щука, Щепка, ВГИК, ГИТИС. Выбрал Щепку, потому что это был курс Виктора Михайловича Коршунова. Потом появилась возможность перейти
во МХАТ (там был недобор), но стены театрального училища менять не стал и ничуть не жалею.
- Прошла студенческая пора в Щепкинском театральном училище и встает вопрос о выборе театра. Почему выбор остановился именно на РАМТе?
- Как-то так получается в жизни, что я не сопротивлялся тому, куда меня вели. Я пришел в РАМТ и понял, что мне здесь нравится. К этому времени были
предложения от других театров, но здесь мне было хорошо. Мне сразу дали работу в спектакле "Повелитель мух" , премьера которого состоялась в октябре
этого сезона. То есть стадия репетиций длилась полтора года.
- Помнишь ли ты свой первый выход на сцену театра?
- Да, у меня даже висит в комнате афиша спектакля Малого театра "Петр и Алексей" , по-моему, 2000 года. Когда учился в училище, нас брали на
массовку в этот театр. В этой постановке играли шутов, скоморохов. Это и был мой первый выход. Сейчас, с появлением
опыта театральных работ мандраж поутих, но не исчез. Я не стараюсь с ним справиться, а просто перевожу его в другое русло, азарт.
- А бывало такое, что слова на сцене от страха забывал?
- Слова забывал, но не по этой причине. Страхом это сложно назвать. Есть, конечно, трепет перед выходом на сцену, но сама ситуация это велит:
на тебя смотрят 800 человек, а ты стоишь один перед ними и при этом что-то делаешь. Это уже ситуация немножко необычная.
- Что делаешь во время антракта?
- В зависимости от настроения. Могу общаться с кем-нибудь из актеров, могу сидеть один в гримерке и думать о чем-нибудь.
- Каждый человек по-разному настраивается на работу: кого-то вдохновляет фотография семьи на рабочем столе, кого-то пейзаж
российских степей. А ты украшаешь как-либо свободное пространство над гримерным столиком?
- Я таким язычеством не занимаюсь. Для вхождения в образ персонажа из ближайшего спектакля начинаю непроизвольно повторять роль
за несколько дней до выступления. Так и настраиваюсь.
- Театр отдельный мир, в котором не обошлось без появления суеверий и примет. В какие театральные приметы из серии: упал сценарий
- немедленно сядь на него, не грызи семечки в театре зрителей не будет, - ты веришь или все же исполняешь их предписания на всякий случай?
- Работают в первую очередь те приметы, в которые ты веришь, поэтому я стараюсь избавляться от них. Есть множество всем известных
примет, поэтому, когда падает сценарий, они непроизвольно вспоминаются. Другой пример, я очень люблю семечки и по-прежнему ем их
в театре. Все говорят, что нельзя, но почему - умалчивают. Скажут почему перестану. Я не верю в приметы и стараюсь не придавать им
большого значения. Поэтому они у меня не сбудутся, а у суеверного человека сбудутся.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать актером с большой буквы?
- Трудолюбием и талантом. Доказательство тому я встретил на примере моих щепкинских однокурсников. Ведь на первом курсе уже видно,
что один яркая индивидуальность, а другой же поначалу теряется в толпе, но потом начинает работать над собой, и своим трудолюбием
раскрывает творческий потенциал.
- Ты доказал своими работами в театре и кино тезис РАЗНОПЛАНОВЫЙ АКТЕР, играя в одном спектакле корыстного Яна
( "Инь и Ян", РАМТ), а в другом наивного, верящего в добро мальчика - Ральфа ( "Повелитель мух" , РАМТ). Что легче играть, по твоему мнению: добро или зло , инь или янь ?
- У меня нет деления ролей на положительные и отрицательные. Я беру персонаж от начала спектакля и до конца. Стараюсь понять его натуру, его цель.
На помощь приходит также событийный ряд автора произведения. Как результат слияния - нужный образ. Эту простую истину я понял, когда играл в училище
первую отрицательную роль Корзухина. Строил я его не от отрицательного начала. Ведь если изначально играть лишь отрицательного персонажа, то это
получится неорганично и необаятельно. Каждый образ можно оправдать и понять, что я в принципе и делаю. Есть ведь правда у того же Яна, и она имеет право
на существование. Это человек умный, про такого говорят: У него цель оправдывает средства. Я оправдываю натуру каждого персонажа, а не обличаю лишь
темные стороны образа.
- Алексей, тебе ближе позиция Яна или Ральфа?
- Художественному творчеству присущи четкие границы. Есть определенные типажи. Всего их 16. Есть определенные сюжеты их - 36. В жизни же грани
стираются. У одного человека может быть множество всевозможных идей от утопии спасения мира до сильного удара в лицо неприятелю.
Иногда я бываю Ральфом, а иногда и Яном. Ральф открытый человек, который воспринимает все глазами доасиста. Он радуется всему окружающему,
радуется тому, что красиво. В спектакле "Повелитель мух" я не играю мальчика, может быть, в итоге получается такой образ. Ведь дети настолько открытые,
что они просто смотрят на окружающий мир. Если им хорошо - они смеются, если плохо плачут. Они пропускают все через себя, но не оценивают.
- Один порог театральной разветвленности мы преодолели, а вот что ты можешь сказать о разнице работы в театре и кино?
- Мне придется ответить вопросом на вопрос: Что Вы больше любите: шашлык или шоколад? . Потому что театр и кино - разные вещи.
В театре ты выходишь в зал и чувствуешь взгляд зрителей, их дыхание это живая энергетика. В кино такого нет. Но есть другое - свои технические
и творческие нюансы, которые интересно познавать и совершенствоваться. Я скучаю без съемок, НО я скучаю и без театра. Я в своей жизни не пытаюсь
поделить все на какие-то составные части, расставить все по полочкам, а воспринимаю внешнее происходящее как единое целое. Все меняется в зависимости
от того, как меняюсь я, но это все моя жизнь и мне она нравится.
(По минутной улыбке героя я поняла, что мечты сбываются, и каждый вершит свою судьбу сам. Более того, эта улыбка принадлежала, по моему
мнению, успешному человеку, но это было мое мнение, а мнение Алексея мне предстояло только узнать, что я и сделала, задав следующий вопрос.)
- Найти четкую границу между театром и кино мы так и не смогли - две разных материи, которые нельзя сопоставить. Но есть ли различие между
первым выходом на сцену и первым съемочным днем?
(На этом вопросе, я думаю, каждый актер остановится и вспомнит все детали первого сценического опыта и выхода в кино. Ведь это первые шаги,
но не по земле, которые родители причисляют к своим заслугам. Это самостоятельные шаги по тернистому пути творчества. Алексей на этом вопросе
молчание прервать не спешил, но ответ того заслуживает).
- Адреналина хватало и в кино и в театре. Про первый театральный опыт я уже рассказывал, а вот про первое появление на съемочной площадке сейчас расскажу.
Это было на втором курсе на съемках сериала "Бальзаковский возраст". Была совсем небольшая эпизодная роль, но я очень серьезно внутренне подошел к ней.
Сейчас понимаю, что больших сложностей в роли не было. Когда вышел на первом курсе на сцену, мандража было больше. Для кино, конечно, тоже важна работа,
собственная система игры и практика. Здесь бывает обидно, что ничего нельзя уже исправить, а в театре можно учесть ошибки и исправить их уже в следующем
спектакле. Театр это более живой и трудоемкий процесс.
- Если провести самоанализ, можешь ли сказать, что ты успешный человек в жизни?
- Что такое успех? Да, я получаю почти всегда то, что хочу. Единственное условие для достижения задуманного время. А если честно, то практически все,
что я хотел, не в полной мере, но осуществляется. Надеюсь, что дальше будет только развитие.
(Опять улыбка, хорошо брать интервью у жизнерадостного человека, а тем более, если это еще и актер).
- Как течение жизни занесло тебя на телесериал Студенты ?
- Случайно. Я встретился со своим однокурсником у Щепки. Он ехал на кастинг "Студентов". Вечер был свободный, и я поехал с ним. Кастинг вела
Ольга Перуновская (режиссер "Студентов"). Я уже снимался у нее в телесериале "Москва. Центральный округ - 2" в первой серии, года три назад.
Она меня узнала и предложила попробоваться - меня утвердили. Но утверждение уже было после вторых проб. Меня примеряли на роли Евгения
Королева и Антона Седых. Остановились на Антоне. Я думаю, что верное решение, ведь иначе сериал был бы совершенно другой. Если изначально брать то,
что было, никто и не предполагал, что сериал получится такой живой, и его будет смотреть такое количество аудитории.
- Между тобой и Антоном Седых - большая пропасть. Но все же какие-то качества Антона Седых ты бы хотел перенять?
- Да, трудолюбие и целеустремленность эти качества я уважаю в людях. Седых - это человек, который идет к своей цели и постепенно приближается.
В этой роли я воплотил образ человека, который делает определенные вещи, и знает, зачем он это делает, у него есть оправдание. Главное - он сам перед собой честен.
- Актер и режиссер профессия похожая, но в то же время разная. Споры между этими профессиями, а вернее их представителями, на творческом уровне не редкость.
Были ли у тебя такие споры, и как ты их разрешал?
- Сериал снимался частями и с перерывами. Сначала режиссером была Ольга Васильевна Перуновская, но стали поджимать сроки, и появилась вторая
режиссерская группа. С новым режиссером мы работали над своими ролями гораздо больше времени. Споры возникали, но скорее по поводу сценарных
моментов. Это связано с тем, что сценарий написан иногда немножко не так, как хотелось бы. Я не раз предлагал что-либо поменять, но иногда со мной
соглашались, иногда нет. В последнем случае приходилось оправдывать написанное в сценарии.
- А не закрадывалась ли мысль стать режиссером?
- Мне нравится и моя профессия (смеется). Позывы к режиссуре были, но они скорее для понимания процесса актером. На площадке разводил сцены,
спрашивал, что да как - наблюдал процесс снаружи. Мне кажется, что это помогает, когда ты знаешь результат. Ты можешь, находясь внутри съемки,
сделать то, что станет результатом работы оболочки съемочного процесса.
- У каждого человека есть самооценка, которая может поменяться в силу обстоятельств. Так иногда после чрезмерного внимания самооценка
начинает зашкаливать. Диагноз - звездная болезнь. Как избежать этой лихорадки, а если уж и заболел, то как лечиться?
- Когда вокруг тебе на протяжении месяца сконцентрировано внимание, на съемочной площадке вокруг тебя все кружатся, на сцене срываешь
аплодисменты зала, то волей-неволей начинаешь обращать на себя чрезмерное внимание. Некоторые симптомы были и у меня, но я стараюсь от
этого избавляться. Ведь это, в конечном счете, мимолетно, а такое поведение неоправданно. Шкалой выступают друзья и близкие мне люди.
Друзьям я уже давно сказал, что если, ребята, что не так, вы мне сразу говорите. Близкие же направляют благодаря своему жизненному опыту.
Умные люди не болеют этим. (Алексей пробежался по комнате взглядом и остановился на афише "Петр Красилов в спектаклях РАМТа").
Петр Красилов очень тактично ведет себя со всеми, не смотря на то, что за ним ходят толпы поклонниц. У человека должно быть определенное
отношение к своей успешности. И думать надо не о том, что ты такой уникальный, а просто звезды так сложились, тебе повезло и стоит относиться к этому
спокойно.
- А поклонницы для тебя - это какой-то индикатор популярности? Или насколько хорошо ты сыграл роль?
- Странный вопрос. Скажу честно, когда я появляюсь на экране, то иной девушке я могу приглянуться как мужчина.
Потом она уже заинтересуется мной как актером и, возможно, придет в РАМТ на мой спектакль, чтобы посмотреть,
как я играю вживую . Это примерный процесс, но что именно происходит внутри каждого человека - я не знаю, также и не знаю, как смотрят зрители
спектакль с моим участием.
- Зайдя на любой форум, где обсуждается спектакль с твоим участием, читаешь отклики, и видится одинаковая картина:
"Смотрела сегодня спектакль Повелитель мух . Замечательный, мне очень понравился. Янин - лапочка" . Не обижает тебя как актера,
что поклонница заметила не образ, который ты воплощал на сцене, а Алексея Янина?
- С Интернетом я не дружу и такого рода сайты не посещаю. У этой рецензии две стороны медали. С одной стороны, каждому будет льстить,
что на него обращают внимание. Это может не понравиться разве что сумасшедшему. Вторая сторона ценят не меня и не мое творчество.
Я буду добиваться того, чтобы видели историю, которую я рассказываю на сцене, а не Янина.
Беседу вела Юлия ДАВИДЕНКО
|